Развитие речи – процесс индивидуальный. Но, тем не менее, существуют возрастные нормы развития речи, которые должны соблюдаться. И очень важно отслеживать, соответствует ли им речь ребенка, чтобы вовремя заметить отклонения.
На какие данные ориентироваться, чтобы оценить развитие речи?
Существует определенные этапы развития речи в зависимости от возраста ребенка:
-
Важно обращать внимание на то, как плачет ребенок в грудном возрасте. В зависимости от того, что он хочет получить, он будет интонационно плакать по-разному. Если он меняет интонацию своего плача, то его хорошо понимают, и значит его психическое развитие, а также развитие речи идет правильно и гармонично. Если ребенок плачет монотонно, не различимо по интонации, и не реагирует на голос, то это знак того, что необходимо посетить специалиста.
-
Ко второму месяцу ребенок должен начать «гулить», а также должно произойти появление первого смеха.
-
По достижению возраста 3,5–4 месяца, ребенок начинает акцентировать свое внимание на произносимых звуках и слогах, прислушиваться к тому, что говорит.
-
К 6 месяцем у него начинает получаться произношение отдельных букв и слогов. В полгода он должен уметь уже произносить определенные слоги, повторять за другим человеком конкретные звуки.
-
К году ребенок знает от 8 до 10 простых, коротких слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть в его лексиконе уже находятся слова, которые состоят из небольшого количества слогов.
-
После 1,5 лет ребенок говорит почти любые слова (знакомые и незнакомые), повторяя за взрослыми. Он повторяет слова как те, которые произносились для него, так и просто случайно услышанные.
-
В 1,6 лет ребенок произносит уже около 30 простых слов, в 2 года говорит больше 200, у него получается сформулировать простые мысли и просьбы.
-
В 3 года словарный запас ребенка составляет 1000-1400 слов, при этом используются практически все части речи.
Если речь развивается так, значит, все происходит правильно, в соответствии с возрастными нормами. Однако, так происходит не всегда. Это возможно, только если родители постоянно общаются со своим ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные, учат стихи и просто проводят много времени вместе, а также если у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем.
Из-за чего происходят нарушения развития речи?
Причин этому множество. Основные из их:-
Негативные факторы в период беременности и родов.
-
Поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы.
-
Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата, которые не позволяют произносить слова.
-
Снижение слуха, которое мешает четко слышать речь окружающих.
-
«Педагогическая запущенность».
-
Недостаток родительского внимания.
Как предотвратить нарушения речи?
Детский логопед поможет скорректировать речевые нарушения, однако успешность работы со специалистом во многом зависит от родителей. Необходимо как можно больше разговаривать с ребенком и в разговоре придерживаться следующих правил:
-
Разговаривать спокойно, не повышая тон, в привычном темпе. Ребенок будет повторять за вами, копируя тон и тембр голоса.
-
Не «сюсюкаться» с ребенком. Произносите слова, не изменяя и не упрощая их, чтобы ребенок слышал правильное произношение и отличал его от неправильного.
-
Если у ребенка на первом году жизни появились проблемы с глотанием, то, вероятно, возникнут проблемы и с произношением определенных звуков. Поэтому можно начать заниматься со специалистом уже в первый год жизни.
Самое главное – решать все речевые проблемы вовремя, как только они обнаружатся. Развитие речи ребенка напрямую зависит от своевременности оказанной логопедической помощи.
Записаться на проведение данного исследования и узнать более подробную информацию можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.