Самая полезная информация из интервью детского психотерапевта Анжелики Заболотной в журнале "Аптекарь":
Что такое психологическая готовность к школе? Есть ли какие-то основные показатели психологической готовности ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе складывается из таких уровней, как:
- интеллектуальный;
- социальный;
- личностный;
- эмоционально-волевой.
Интеллект, или IQ (индекс интеллектуального развития) – это основной показатель, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивается педагогический маршрут. Важно определить, насколько интеллект соответствует норме, либо есть интеллектуальное отставание. Конечно, если интеллект нормальный или высокий, ребенок будет учиться по общеобразовательной программе, а если есть отставание, то нужна интегрированная или специальная программа.
К психологической готовности относится также и социальная готовность. Это означает, что ребенок умеет взаимодействовать с другими людьми (детьми, взрослыми). То, как он умеет выстраивать коммуникацию, показывает, насколько он зрелый. Например, дети с расстройствами аутистического спектра могут быть с очень высоким интеллектом, но при этом совершенно не приспособлеными к обычным жизненным реалиям. У них наблюдается диспропорциональное развитие. В чем-то они могут быть гениальны, а в обычных бытовых ситуациях (например, что-нибудь попросить, ответить, взаимодействовать с людьми) – совершенно беспомощны. Тогда им необходим тьютор, специально обученный человек для сопровождения. Либо мы рекомендуем родителям чуть позже отдавать таких детей в школу, потому что время работает на них. Они «дозревают» и становятся более готовыми к школе.
Личностная готовность к школе – это желание самого ребенка стать школьником, учиться, получать новые знания, это его мотивация, наконец.
Эмоционально-волевая сторона психологической готовности – это умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением, наличие определенных нравственных установок.
Часто от родителей слышишь: «Мой ребенок умеет писать, читать, считать. Он готов к школе!». Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически?
Достаточный багаж знаний, любознательность – это все хорошо. Сформированные сенсорные навыки, устойчивое внимание, хорошая память очень важны, но умение выстраивать отношения, выдерживать фрустрацию (термин происходит от латинского слова frustratio – обман, тщетные ожидания), умение стать в конце концов в очередь, уступить кому-то, быть усидчивым и в то же время моторно-ловким, с хорошей координацией движений, тоже очень важно.
Что делать, если ребенок приходит в первый класс и не умеет писать, плохо считает, а рядом с ним за партой такой вундеркинд по его меркам, который уже прописью буквы пишет? Как им существовать в коллективе вместе?
Это очень хорошо, если в классе будут дети более успешные. У остальных будет стимул для конкуренции. Конкуренция – двигатель всего! Ничего страшного, что ребенок еще не умеет читать. Школа для того и существует, чтоб в ней научить
этому. Вспомните наши времена. Я, конечно, умела читать, но 90 % учеников моего класса не обладали этим навыком. Их начинали учить читать именно тогда, когда они приходили в первый класс. И ничего, все научились. Дети все разные. Кто-то умеет читать, кто-то не умеет, но никто не забирал у человека способность научаться, желание стремиться к новым вершинам по принципу: «кто-то же умеет, и я тоже должен уметь». Почему бы не стать таким же успешным? Для большинства это является стимулом, конечно если интеллект в норме. Если ребенок слаб интеллектуально, то для него это будет лишнее разочарование, и он может опустить руки. Поэтому важно определить педагогический маршрут, чтобы учебная программа была по силам ребенку. Если нужно, облегченная, растянутая во времени, специальная. Например, для детей с речевыми трудностями нужны занятия с логопедом-дефектологом
Сейчас дети могут поступать в первый класс с 6 лет. Так все-таки в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет?
Есть такое понятие, как «Вальдорфская педагогика». В ней самое главное – предоставлять возможность для развития ребенка в соответствии с его личным темпом. Если ребенок готов и хочет учиться, то его можно и в 6 лет отдать в
школу. Если не готов и не хочет, значит, он еще не наигрался. В этом случае не надо спешить, можно отдавать и в 7 лет. Я за такую педагогику, чтобы подстраиваться под каждого ребенка. Индивидуально, по мере его развития, возможностей и желаний. И если отдали ребенка в школу чуть раньше, в его жизни должна присутствовать свободная игра, потому что через игру он развивается. Если он «не доиграл» – это плохо. Нужно предоставлять ребенку не структурированную игру, а именно свободную игру. Чтобы он играл так, как он хочет, сам придумывал себе игру и наигрался вволю. Игра не должна высмеиваться. Не нужно ребенку говорить, что «ты ведь уже школьник» и делать его взрослее, чем он есть. Игра – это и релакс, и удовлетворение, и настроение. Пришел из школы уставший, поиграл и переключился. Потом сделал домашние задания. Тогда все будет гармонично.
Стоит ли первоклассника нагружать какими-нибудь дополнительными кружками, репетиторами, спортивными секциями?
Сразу сильно нагружать не стоит. Ребенок еще не знает своих возможностей. Ему хочется многое попробовать. Пробовать надо осторожно, потому что можно и перегрузить. Причем до такой степени, что будет невроз. Могут начаться тики или бессонница, особенно если ребенок ответственный и будет пытаться везде успевать, везде быть первым. Поэтому ходить в дополнительные кружки можно, но делать это постепенно, после адаптации к школе. Нужно, чтобы все структуры мозга развивались в свое время. А если мы стараемся ускорить этот процесс, то на самом деле вредим. Например, раннее чтение в 3-4 года – это не норма, этого не надо делать. Ребенок должен развиваться поэтапно. А так получается, что мы стимулируем одни зоны, а те, которые должны в это время развиваться, не имеют такой возможности. При таком неравномерном развитии невротические компоненты выходят наружу.
Как правильно настроить ребенка, чтобы не было перекоса или в сторону учебы, или в сторону отдыха?
Есть разные дети. Есть дети, которые пришли из школы, чуть-чуть отдохнули и сразу должны сделать домашнее задание. Они очень ответственные, не могут ничем заниматься, расслабиться, играть, пока над ними висит необходимость сделать домашнее задание. И им лучше будет дать некоторую передышку или перекус, а потом сразу сделать домашнее задание. По принципу «сделал дело – гуляй смело». Тогда они спокойно могут заниматься творчеством, игрой на улице, физической активностью и т.д. А есть дети, которые пришли домой, и им нужно расслабиться, поспать, поесть, наиграться. И потом уже, отдохнув, взяться за домашние задания. Творческое самовыражение, физическая активность и игра должны присутствовать в любом случае. Это то, что дает возможность восстановиться, переключиться, улучшить настроение, выделить так называемые «гормоны» удовольствия. Естественно, когда хорошее настроение, можно быстро и легко сделать домашнее задание. Просто нужно действовать исходя из интересов ребенка.
Есть какой-то секрет психологической разрядки для ребенка, чтобы он мог расслабиться, приходя из школы? Может, есть специальные упражнения?
Рекомендации для каждого ребенка свои, в зависимости от его увлечений. Можно пойти на улицу, в какую-то игру поиграть, мультик посмотреть, с мамой поговорить или на качелях покататься, на турниках повисеть, мяч погонять. Есть такие универсальные приемы, как: бассейн, катание на велосипеде, прыжки на батуте. Можно что-то интересное и смешное посмотреть, порисовать. Вообще, закаливание и физическая активность – это беспроигрышный вариант. Он хорош для всех, потому что любая физическая активность сопровождается выработкой положительных, приятных, полезных биогенных аминов, которые повышают настроение. Дети с улицы уходить не хотят, потому что там здорово. Зимой лыжи, санки, катание с горки. Даже просто пройтись и посмотреть, как другие дети играют – это уже хорошо. Еще полезна анимало-терапия. Дети все или почти все любят животных. И почти все хотят, чтобы у них были домашние питомцы. И просят у родителей, чтобы завели животное. И даже не одного, а двоих-троих. Просят и собачку, и птичку, и рыбку, черепашку, всех вместе. Потому что реально это релакс! Животные расслабляют, умиляют, радуют, приносят хорошее, позитивное настроение. Они смешные, непосредственные, искренние. Дети это чувствуют. Любят ухаживать за ними, покормить, поиграть. Поэтому, когда дома есть животное, это тоже дополнительный повод снять стресс и ребенку, и себе в том числе.
Если у ребенка в коллективе возникли проблемы, решит ли их перевод в другую школу?
Я вообще-то всегда против бегства. Потому что это позиция слабых. Это невротическая реакция. Убегать – это уступать, проигрывать. Это быть всегда сзади. Это уже будет стереотип и копинг-стратегия как вести себя в дальнейшем. Есть люди, которые встретили малейшие трудности во взрослой жизни и меняют работу, место жительства. Зачем? Зачем кому-то уступать? Нужно отстаивать свои права, свои границы, свою территорию, уметь себя защитить. Правильно, если
ребенок отстроил свои личностные границы, сумел отстоять себя, заставил уважать. Уверенность вырастает, и он учится в дальнейшем так же себя вести. И в конце концов с ним начинают считаться. Потому что понимают, что он не уступит свою территорию. Почему он должен быть жертвой? Почему кто-то должен быть всегда командиром и понукать? Нормально, когда есть конкуренция. В конкуренции разные средства бывают, в том числе и не очень справедливые, и не очень честные. И функция родителей, психологов, психотерапевтов, психиатров – научить ребенка справляться с этим. Через рассказы, через придуманные и реальные истории, истории из литературы. И фильмов много по этому поводу, и учебников, и книг. В такой ситуации родителям стоит задуматься, как вместе с ребенком решить эту проблему.
Но иногда бывает травля в школе, так называемые моббинг и буллинг. Это когда есть сильный лидер, который начинает прессовать, давить, издеваться, обзывать, и основная масса, которая, чтобы не быть в роли жертвы, присоединяется к лидеру либо пассивно наблюдает, потому что боится. Ведь если жертве удалось избавиться от своей неблаговидной роли, лидер все равно будет искать другую жертву. Поэтому так мало защищают, хоть и видят несправедливое отношение со стороны лидера. Остановить травлю может взрослый авторитетный человек, например классный руководитель, либо другой педагог, либо родитель, либо альтернативный лидер из сверстников. Может и сам ребенок, конечно, если он найдет в себе силы. А этому его надо научить.
Сейчас очень распространен такой диагноз, как гиперактивность. Как помочь ребенку с таким диагнозом адаптироваться в школе? Или может, он перерастет?
Это трудный вопрос. Перерастают, к сожа-лению, не все. Да и степень гиперактивности бывает разная. И хорошо, если педагог понимает, правильно реагирует и как-то подстраивается под таких учеников. Но это все трудности так называемого энергетического блока. Бывают и гипоактивные дети. У одного энергии много, у другого ее не хватает. Шустрым детям нужно давать разрядку. Если он устал и вскочил, значит, он ищет способ, как себе помочь. Поэтому если учитель чуткий, он не будет сильно цепляться, а переключит внимание, даст разминку, например коротенькую зарядку, или расскажет что-то юмористическое, отвлечет детей. А потом продолжит занятие. Потому что у этого ребенка действительно есть необходимость подскочить и подвигаться. Есть образовательные группы для родителей, у которых дети страдают гиперактивным поведением. Важно и обучение учителей, как вести себя с такими учениками. А если таких детей несколько в классе, это трудно, потому что они индуцируют друг друга. Поэтому очень важно, чтобы класс был гармонично скомпонован, 1-2 ребенка с гиперактивностью – это максимум. Таких детей нужно как можно позже отдавать в школу, потому что время тоже работает на них: тормозные зоны коры головного мозга дозревают и начинают функционировать. Но таких детей нужно обязательно консультировать у психологов, психотерапевтов. Есть такое понятие, как нейропсихологический анализ готовности к школе. Нейропсихологи – это особые психологи, которые изучают корковые центры высшей нервной деятельности. Таких специалистов, к сожалению, очень мало у нас. Каждый участок коры головного мозга отвечает за какую-то функцию. И у нейропсихолгов есть специальные тесты для того, чтобы определять готовность к школе. Этих тестов около 30-35, но не обязательно проводить их все, чтобы выяснить, где слабые места и насколько ребенок готов к школе.
По мнению нейропсихологов, есть 3 основных варианта трудности обучения:
- трудности программирования и контроля и серийной организации движений;
- трудности переработки слуховой и кинестетической информации;
- трудности переработки зрительно-пространственной и зрительной информации.
У детей с риском трудностей обучения результаты качественно и количественно хуже, чем у группы нормы. Эти, казалось бы, несложные тесты позволяют увидеть симптомы слабости функций программирования и контроля:
- медленное вхождение в задания;
- трудности ориентировки в условиях задания;
- трудности построения программы, ее упрощение;
- инертность: повторение программы или ее частей;
- импульсивность, легкая отвлекаемость;
- трудности контроля за выполнением задания;
- трудности переключения на другое задание.
- стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений;
- неразвернутость, краткость текста;
- необходимость вопросов для построения полного предложения, текста;
- пропуск смысловых кусков текста.
Есть примеры таких тестов?
Есть тесты попроще, которые можно самим родителям делать с ребенком. Например, «графический диктант», который показывает, насколько ребенок может повторить графические символы. Это будет говорить о том, как у него будет вырабатываться почерк, насколько он будет правильно держать ручку, насколько у него не будет уставать рука во время письма, готов ли он к функции письма вообще.
Еще пример таких тестов – «рисунок человека». Чем больше элементов прорисовал ребенок (глаза, уши, нос, рот), тем лучше. За эти элементы начисляются баллы. Есть ребенок, который нарисует просто голову (кружок), туловище (кру-
жок) и руки, ноги (палки), а есть, который прорисует и пальчики, и глазки, и губы, и нос, и ушки. Это совершенно разные рисунки человека.
Немного посложнее есть еще 2 теста: «Образец и правило», который направлен на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. И «Первая буква», который направлен на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. Есть очень много пособий и книг для того, чтобы родители и педагоги помогали ребенку развивать свои слабые места. Например, книга С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой и С. В. Щербининой «Развиваем пространственное мышление», книга Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, Н. Г. Манелис «Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математики», книга Т. Ю. Хотылевой «Графические диктанты», книга Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». Эти пособия помогают устранить дефицит того или иного фактора и подготовить ребенка к школе. Много материалов по теме готовности первоклассников к обучению в школе можно найти на сайтах nsportal.ru и proshkola18.ru. Конечно, хорошо, когда этим вопросом занимается профессионал, поскольку нейропсихологи реально помогают решить многие проблемы.
Стоит принимать ребенку какие-то препараты, чтобы он легче перенес адаптацию в новом коллективе? Может витаминно-минеральные комплексы?
Я очень хорошо отношусь к витаминно-минеральным комплексам, особенно к магнию, который усиленно расходуется во время физической и умственной активности. Магний обладает нейротропным действием, успокаивает, подпитывает и дает энергию ребенку. И другие витамины и минералы тоже очень хороши, особенно если ребенок избирателен в еде. Например, ест только два фрукта и три овоща. Естественно, что он не будет добирать витамины и минералы, и мы будем рекомендовать ввести витаминно-минеральные комплексы для того, чтобы развивающийся мозг получал все, что ему нужно для полноценной работы.
Часто родители сидят и делают домашнее задание вместе с детьми. Стоит ли это делать, и если стоит, то до какого класса?
Я скажу однозначно: не стоит. Поначалу, конечно, надо ребенку уделять внимание в плане подготовки домашнего задания, но настраивать нужно на то, что он это может и должен делать сам, эмоционально поддерживать, подбадривать, вселять надежду, что у него все получится, что он справится. Детям надо больше доверять и стимулировать самостоятельность. Я не понимаю тех родителей, которые сидят вместе с детьми над уроками. Гиперопека – это плохая услуга. Тогда ребенок, когда вырастает, всегда ждет помощи от кого-то, не уверен в себе.
Какие ваши пожелания, рекомендации родителям?
Я желаю, чтобы все родители, у которых дети собираются в школу, были внимательны к ним, помогали, но в то же самое время стимулировали их самостоятельность. Потому что ребенок должен и может учиться и выполнять задания самостоятельно. Но для того, чтобы его поддержать в начале пути, родителям надо показать, что они рядом, что на них всегда можно рассчитывать. Это очень важно.
Записаться консультацию к Анжелике Михайловне или другому детскому психотерапевту можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.