8 февраля 2021
// Пресса о нас
Что такое лень, откуда она берется и как с ней справиться? Ответы психотерапевта Анны Игнатенко на портале Onliner.by
Самая интересная информация из статьи о лени на портале Onliner.by от врача-психотерапевта Анны Игнатенко:
Плохая новость: усталость склонна накапливаться. Отдых на один вечер в такой ситуации точно не поможет. Если относиться к своему организму с уважением, то отдыхать нужно регулярно. Отдых должен быть ежедневным, еженедельным, ежегодным. Вообще, не суть, главное — он должен быть.
Проблема в том, что на наших территориях его ассоциируют с чем-то плохим. Очень многие родители воспитывают детей в таком духе: пока мы чем-то заняты (полезным в представлении мамы и папы) — отлично, молодцы, а когда мы играем с друзьями, книжку читаем, YouTube смотрим — это как будто плохо. Родители дают оценку, у ребенка формируется понимание: «Если я что-то делаю, я хороший. Если я отдыхаю, я плохой». Возникает чувство вины, а отдых кажется чем-то плохим. Это очень про белорусское общество. Нам стыдно отдыхать.
В некоторых странах синдром хронической усталости признан заболеванием, как и синдром эмоционального выгорания. Чтобы было понятно, синдром хронической усталости — это состояние, выйти из которого уже невозможно, собравшись с друзьями на пиво или дженгу вечером веселой компанией. Возникает сонливость, но спать ночью получается с трудом, в мышцах слабость, трудно концентрировать внимание, сложности с памятью.
Эмоциональное выгорание где-то рядом. Эмоции притупляются, ни на что нет сил, задачи выполняются механически.
Проблема (в том числе нашего общества) заключается в отсутствии внутреннего маркера усталости. Люди понимают, что устали, когда уже падают. Специалисты советуют развивать внутреннюю чувствительность. Если вы по три раза перечитываете одну и ту же строчку, не понимая, про что она, возможно, надо сделать паузу и отдохнуть.
Сюда же относятся цели, навязанные обществом. Допустим, всем надо ходить в тренажерный зал. Или всем надо знать английский язык. Это стандарты общества, которым человек может не хотеть соответствовать. Потому как неясно: чтобы что? Если человек собирается улететь на работу в США, то понятно, зачем английский. Если человек начинает стесняться, что все вокруг учат язык, а он нет, то непонятно, зачем английский.
Часто нежелание что-то делать связано с негативными эмоциями, которые человек испытывает во время выполнения задачи. Кто-то, допустим, не моет посуду. Этого можно не осознавать, но, вероятно, когда он в детстве начинал мыть посуду, его критиковали родители: не были терпимы к ребенку во время формирования навыка. А первые этапы обучения традиционно неидеальны. То есть появляются какие-то ассоциации, которые оживают каждый раз, когда надо мыть посуду.
Критика не формирует желания что-то делать. Невозможно заставить ребенка учиться, ругая его за двойки. Мозг зачастую избегает деятельности, за которую критикуют. И надо понимать, что старшие поколения зачастую пользовались стыдом как средством мотивации. Современные специалисты считают, что намного проще прививать ребенку желание учиться, если хвалить за вещи, которые у него получаются.
Немного теории. Любое дело, которое выполняется в удовольствие, сопровождается выбросом дофамина: «Я классный, я приложил много усилий, и у меня получилось». Но развившиеся соцсети стали давать легкий дофамин. Ты выкладываешь фото и получаешь гору быстрых лайков. В итоге длинные пути к удовольствию начинают казаться сложными. Снижается мотивация.
Дофамин, к слову, позволяет продолжать какую-то длительную деятельность. Например, бонус за мою годичную тяжелую работу — поездка на море. Или раз в месяц я откладываю определенную сумму — и это тоже приносит дофамин. Пандемия сильно размыла цель с морем и, соответственно, повлияла на дофамин. Потому в нынешнее время очень важно правильно понимать, чего ты хочешь, и стремиться к этому.
Усталость — исследуем себя и даем себе отдых. Отдых — это не только классическая смена деятельности, но и полежать в тишине, погулять в лесу, сделать что-то, что хочется исключительно вам. Да, важно прислушиваться к себе.
Записаться на консультацию к Анне Игнатенко или другому врачу-психотерапевту можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.
Шок-контент со старта: как такового психического процесса под названием «лень» не существует. Это скорее социальный конструкт. Ленью у нас обозначают нежелание человека делать что-то, что я считаю нужным. Или в обратную сторону. А иногда ленью пользуются в качестве характеристики. Ленивый равно плохой. Проще понять, что это за работник перед тобой и есть ли смысл его нанимать. В большинстве случаев этот социальный конструкт позволяет нагрузить человека стыдом и виной (главные эмоции социального регулирования), призывая его как-то измениться соответственно твоему представлению о правильной жизни: типа, начни-ка уже делать то, что я хочу! Если все же возвращаться в психологию, то процесс «ничегонеделания» предполагает целый конгломерат объяснений. Психотерапевт Анна Игнатенко рассказывает про него.
Патологии
Все просто. Человек может не хотеть что-то делать ввиду болезни. Допустим, инфекционный процесс вызывает слабость и вялость. Или ему больно. В таком случае делать что-то попросту не выходит.
Патологии
Все просто. Человек может не хотеть что-то делать ввиду болезни. Допустим, инфекционный процесс вызывает слабость и вялость. Или ему больно. В таком случае делать что-то попросту не выходит.
Еще человек может быть болен психически. Самая распространенная история — расстройство адаптации. Ввиду какого-то происшествия человек переживает в единицу времени кучу эмоций. Получается их сверхконцентрация. Человек истощается, но продолжает проживать эти эмоции, потому что надо разобраться, как существовать дальше. Параллельно требуется еще и не забывать про повседневную активность. Это полноценное заболевание, с которым чаще всего обращаются к психотерапевту. Первое место с большим отрывом.
И пока ресурс не восстановится, человек будет пребывать в этом состоянии. Пример — смена работы. Перед мозгом встает задача: адаптироваться ко всему новому. Раньше были привычный путь на работу, привычные лица, привычные требования — все стабильно и безопасно. А тут все другое. Надо думать, как добираться в новое место, на каком транспорте, как общаться с коллегами и выстраивать взаимоотношения с начальниками. На наработку новых шаблонов тратится много сил. И чем старше человек, тем ему сложнее. Требовать от него в таком состоянии посещения, к примеру, тренажерного зала четыре раза в неделю достаточно сложно.
Далее по психическим расстройствам — депрессия. Апатия — пониженное настроение, отсутствие воли. Да и в принципе состояние проще всего описывается так называемой триадой депрессии. Есть негативное видение себя, негативное видение мира, негативное видение будущего. Логично предположить, что в начале пути из этой точки в успешность предприятия верится не совсем. «Я самый ужасный в мире работник», «Я самая ужасная в мире жена», «Я самый ужасный в мире отец», «Все люди вокруг как будто бы думают, что я законченный неудачник». Все бессмысленно и так далее. Из этой точки сложно начинать.
Шизофрения — это хроническое психотическое расстройство. Со временем формируется апато-абулический синдром, когда у человека остается мало энергии и сил. Активность становится минимальной.
Далее органические расстройства: постинсультные, перенесенные вирусы, травмы головного мозга. В некоторых случаях они сопровождаются упомянутым выше апато-абулическим синдромом.
Усталость
И пока ресурс не восстановится, человек будет пребывать в этом состоянии. Пример — смена работы. Перед мозгом встает задача: адаптироваться ко всему новому. Раньше были привычный путь на работу, привычные лица, привычные требования — все стабильно и безопасно. А тут все другое. Надо думать, как добираться в новое место, на каком транспорте, как общаться с коллегами и выстраивать взаимоотношения с начальниками. На наработку новых шаблонов тратится много сил. И чем старше человек, тем ему сложнее. Требовать от него в таком состоянии посещения, к примеру, тренажерного зала четыре раза в неделю достаточно сложно.
Далее по психическим расстройствам — депрессия. Апатия — пониженное настроение, отсутствие воли. Да и в принципе состояние проще всего описывается так называемой триадой депрессии. Есть негативное видение себя, негативное видение мира, негативное видение будущего. Логично предположить, что в начале пути из этой точки в успешность предприятия верится не совсем. «Я самый ужасный в мире работник», «Я самая ужасная в мире жена», «Я самый ужасный в мире отец», «Все люди вокруг как будто бы думают, что я законченный неудачник». Все бессмысленно и так далее. Из этой точки сложно начинать.
Шизофрения — это хроническое психотическое расстройство. Со временем формируется апато-абулический синдром, когда у человека остается мало энергии и сил. Активность становится минимальной.
Далее органические расстройства: постинсультные, перенесенные вирусы, травмы головного мозга. В некоторых случаях они сопровождаются упомянутым выше апато-абулическим синдромом.
Усталость
Плохая новость: усталость склонна накапливаться. Отдых на один вечер в такой ситуации точно не поможет. Если относиться к своему организму с уважением, то отдыхать нужно регулярно. Отдых должен быть ежедневным, еженедельным, ежегодным. Вообще, не суть, главное — он должен быть.
Проблема в том, что на наших территориях его ассоциируют с чем-то плохим. Очень многие родители воспитывают детей в таком духе: пока мы чем-то заняты (полезным в представлении мамы и папы) — отлично, молодцы, а когда мы играем с друзьями, книжку читаем, YouTube смотрим — это как будто плохо. Родители дают оценку, у ребенка формируется понимание: «Если я что-то делаю, я хороший. Если я отдыхаю, я плохой». Возникает чувство вины, а отдых кажется чем-то плохим. Это очень про белорусское общество. Нам стыдно отдыхать.
В некоторых странах синдром хронической усталости признан заболеванием, как и синдром эмоционального выгорания. Чтобы было понятно, синдром хронической усталости — это состояние, выйти из которого уже невозможно, собравшись с друзьями на пиво или дженгу вечером веселой компанией. Возникает сонливость, но спать ночью получается с трудом, в мышцах слабость, трудно концентрировать внимание, сложности с памятью.
Эмоциональное выгорание где-то рядом. Эмоции притупляются, ни на что нет сил, задачи выполняются механически.
Проблема (в том числе нашего общества) заключается в отсутствии внутреннего маркера усталости. Люди понимают, что устали, когда уже падают. Специалисты советуют развивать внутреннюю чувствительность. Если вы по три раза перечитываете одну и ту же строчку, не понимая, про что она, возможно, надо сделать паузу и отдохнуть.
Отсутствие мотивации
Это когда я что-то делаю, но не понимаю зачем. Так часто происходит, когда мальчик или девочка выбирает указанную мамой профессию. Есть другой случай — условный «поздний подросток». Люди в возрасте примерно 25 лет не идут работать, потому что живут в отчем доме и всем обеспечены. Мотивации на активную деятельность как бы тоже нет. Да, человек вряд ли станет двигаться, когда знает, что ему все дадут.Сюда же относятся цели, навязанные обществом. Допустим, всем надо ходить в тренажерный зал. Или всем надо знать английский язык. Это стандарты общества, которым человек может не хотеть соответствовать. Потому как неясно: чтобы что? Если человек собирается улететь на работу в США, то понятно, зачем английский. Если человек начинает стесняться, что все вокруг учат язык, а он нет, то непонятно, зачем английский.
Часто нежелание что-то делать связано с негативными эмоциями, которые человек испытывает во время выполнения задачи. Кто-то, допустим, не моет посуду. Этого можно не осознавать, но, вероятно, когда он в детстве начинал мыть посуду, его критиковали родители: не были терпимы к ребенку во время формирования навыка. А первые этапы обучения традиционно неидеальны. То есть появляются какие-то ассоциации, которые оживают каждый раз, когда надо мыть посуду.
Критика не формирует желания что-то делать. Невозможно заставить ребенка учиться, ругая его за двойки. Мозг зачастую избегает деятельности, за которую критикуют. И надо понимать, что старшие поколения зачастую пользовались стыдом как средством мотивации. Современные специалисты считают, что намного проще прививать ребенку желание учиться, если хвалить за вещи, которые у него получаются.
Перфекционизм
Снова плохая новость: в мире нет ничего идеального. Стремление к идеалу видится изначально провальной целью. Потому что в итоге не получится насладиться результатом. Плюс внутренние ощущения: одна часть стремится сделать все идеально, а другая знает собственные возможности. В итоге лучшим выходом видится не делать ничего, чтобы не столкнуться с разочарованием. Где-то рядышком — боязнь ответственности. Оба состояния оборачиваются нежеланием что-либо делать.Немного теории. Любое дело, которое выполняется в удовольствие, сопровождается выбросом дофамина: «Я классный, я приложил много усилий, и у меня получилось». Но развившиеся соцсети стали давать легкий дофамин. Ты выкладываешь фото и получаешь гору быстрых лайков. В итоге длинные пути к удовольствию начинают казаться сложными. Снижается мотивация.
Дофамин, к слову, позволяет продолжать какую-то длительную деятельность. Например, бонус за мою годичную тяжелую работу — поездка на море. Или раз в месяц я откладываю определенную сумму — и это тоже приносит дофамин. Пандемия сильно размыла цель с морем и, соответственно, повлияла на дофамин. Потому в нынешнее время очень важно правильно понимать, чего ты хочешь, и стремиться к этому.
Как с этим бороться?
Патология — идем к профильному доктору. Усталость — учимся распознавать симптомы. Отсутствие мотивации — разбираемся с целеполаганием и своей работой. Быстрый дофамин — ограничиваем соцсети.Усталость — исследуем себя и даем себе отдых. Отдых — это не только классическая смена деятельности, но и полежать в тишине, погулять в лесу, сделать что-то, что хочется исключительно вам. Да, важно прислушиваться к себе.
Так или иначе, человек всю жизнь учится понимать себя. С негативными эмоциями во ходе процесса позволяет разобраться внутренний диалог. Если попытаться как-то уговорить или похвалить себя, лед может растаять. Это помогает в случае негативных воспоминаний и боязни ответственности. Плюс не стоит забывать, что есть психологи и психотерапевты.
Записаться на консультацию к Анне Игнатенко или другому врачу-психотерапевту можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.
Специалисты
Услуги
Это интересно